Музыка А. Пахмутовой, слова М. Матусовского
Размер 4 / 4
Старый клён, старый клён, Старый клён сту-
чит в сте-
кло,
Приглашая
нас с друзьями на про-
гул-
ку.
Отчего, отче-
го,
отчего мне
так свет-
ло?
Оттого, что
ты идёшь по
пере-
ул-
ку.
Снегопад, снегопад, Снегопад да-
вно прошёл,
Словно в гости
к нам весна опять вер-
ну-
лась.
Отчего,
отче-
го,
отчего так
хорошо?
Оттого, что
ты мне просто
улы-
бну-
лась.
Текущая тональность: ля минор
Бой + перебор
Очень часто, выучив расположение аккордов на грифе гитары, начинающие гитаристы задаются вопросом: как должна вести себя правая рука в процессе исполнения аккомпанемента? Какой ритмический рисунок больше подходит для той или иной песни? Стоит ли играть аккомпанемент боем или перебором?
Строго говоря, любую песню можно сыграть любым ритмическим рисунком, однако есть и некоторые «правила». Всё зависит от характера и жанра исполняемого произведения. Так, лирические песни обычно исполняются перебором (в классической гитарной терминологии этот приём называется «арпеджио»), маршевые — боем (расгеадо), песни сдержанного характера — аккордами. Опытному гитаристу всё это может показаться само собой разумеющимся, а вот начинающему, на первых порах, не помешает какая-нибудь «шпаргалка» или краткий справочник. Данная небольшая программа, в которой представлены наиболее употребительные ритмические рисунки для популярных песенных размеров (2/4, 3/4, 4/4 и 6/8), и является подобным справочником.
Старый клён, старый клён,
Старый клён стучит в стекло,
Приглашая нас с друзьями на прогулку.
Отчего, отчего, отчего мне так светло?
Оттого, что ты идёшь по переулку.
Снегопад, снегопад,
Снегопад давно прошёл,
Словно в гости к нам весна опять вернулась.
Отчего, отчего,отчего так хорошо?
Оттого, что ты мне просто улыбнулась.
Погляди, погляди,
Погляди на небосвод,
Как сияет он безоблачно и чисто!
Отчего, отчего, отчего гармонь поёт?
Оттого, что кто-то любит гармониста…
1961
Две последние строки куплетов повторяются
Табулатура для гитары(Guitar Pro 5). Караоке
Советский композитор Александра Николаевна Пахмутова (р. 1929)
Александра Николаевна Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в посёлке Бекетовка под Сталинградом (ныне Волгоград). Свои первые мелодии написала в три с половиной года, а в возрасте пяти лет сочинила пьесу для фортепиано «Петухи поют». В 1936-м поступила в городскую музыкальную школу. С 1942 по 1943 находилась в эвакуации в Караганде, где продолжила учёбу в местной музыкальной школе. В 1943 году поступила в Центральную музыкальную школу г. Москвы. 1953-м с отличием окончила Московскую консерваторию по классу композиции у В. Я. Шебалина, а в 1956-м — аспирантуру. Пахмутова завоевала особую известность как автор песен. К значительным творческим достижениям Пахмутовой принадлежат песенные циклы «Таёжные звёзды» (1962—63), а также «Созвездие Гагарина» (1970—71). Всенародную популярность завоевали «Песня о тревожной молодости» (1958), «Геологи» (1959), «Главное, ребята, сердцем не стареть» (1963), «Нежность» (1966), «Трус не играет в хоккей» (1968), «Хорошие девчата» (1962), «Старый клён» (1962), «Орлята учатся летать» (1965), «Герои спорта» (1972), «Мелодия» (1973), «Надежда» (1974), «Белоруссия» (1975). Из произведений других жанров выделяется концерт для оркестра (1972) и созданный на его основе балет «Озарённость», а также музыка для детей (кантаты, песни, хоры, инструментальные пьесы). Александра Пахмутова — обладатель множества советских и российских наград. В настоящее время проживает в Москве с мужем Н. Добронравовым.
Советский поэт Михаил Львович Матусовский (1915—1990)
Михаил Львович Матусовский родился 10 (23) июля 1915 года в Луганске в семье служащего. В 1939-м окончил Литературный институт имени М. Горького. В годы Великой Отечественной войны работал корреспондентом фронтовых газет. Начал печататься в 1934-м. Первая книга стихов Матусовского — «Луганчане» появилась в 1939-м. Автор поэтических сборников «Фронт» (1942), «Когда шумит Ильмень-озеро» (1944), «Слушая Москву» (1948), «Улица мира» (1951), «Тень человека. Книга стихотворений о Хиросиме, о её борьбе и её страданиях, о её людях и её камнях» (1968), поэм «Не забывай» (1964), «Суть» (1979), а также мемуаров «Семейный альбом» (1978—79). Матусовский — известный поэт-песенник (песни «Школьный вальс», «Подмосковные вечера», песни к кинофильмам «Верные друзья», «Испытание верности», «Неподдающиеся» и многим другим). Лауреат Государственной премии СССР (1977). Поэт награждён 3 орденами, а также медалями. Умер в Москве 17 июля 1990 года.
Режиссёр: Юрий Чулюкин
В ролях: Н. Румянцева, Н. Рыбников, С. Дружинина, Л. Овчинникова и другие
1961 г.
Александра Пахмутова, Михаил Матусовский
Песня «Старый клён»
Решено, решено,
Заявленье — под сукно.
Я жениться не хочу, я не умею.
Отчего, отчего, отчего мне так тепло?
Оттого, что я стою у батареи.
В общем, брак мне не враг,
И невеста — первый сорт.
Гармонист приедет завтра утром рано.
Отчего, отчего, отчего гармонь поет?
Оттого, что воздух давит на мембраны.
Мендельсон, Мендельсон,
Сочинил бы лучше он
Марш, которым в двери ЗАГСа не заманишь.
Отчего, отчего нам жениться суждено?
Оттого, что кто-то должен выйти замуж.
Отчего, отчего нам жениться суждено?
Оттого, что многим нужно выйти замуж.
Самая известная и популярная пародия на песню «Старый клён» называется «Свадебная». Автор пародии не установлен, однако бытует мнение, что она родилась в Новосибирске. По другой версии автор пародии — экс-участник команды КВН петербургского финэка Илья Епищев.