Музыка С. Кайдан-Дешкина, слова А. Жарова
Размер 2 / 4
Взвейтесь кострами, Синие
ночи!
Мы, пио-
неры, —
Дети ра-
бочих.
Близится эра Светлых го-
дов,
Клич пио-
нера: «Все-
гда будь го-
тов!»
Текущая тональность: до мажор
Бой + перебор
Очень часто, выучив расположение аккордов на грифе гитары, начинающие гитаристы задаются вопросом: как должна вести себя правая рука в процессе исполнения аккомпанемента? Какой ритмический рисунок больше подходит для той или иной песни? Стоит ли играть аккомпанемент боем или перебором?
Строго говоря, любую песню можно сыграть любым ритмическим рисунком, однако есть и некоторые «правила». Всё зависит от характера и жанра исполняемого произведения. Так, лирические песни обычно исполняются перебором (в классической гитарной терминологии этот приём называется «арпеджио»), маршевые — боем (расгеадо), песни сдержанного характера — аккордами. Опытному гитаристу всё это может показаться само собой разумеющимся, а вот начинающему, на первых порах, не помешает какая-нибудь «шпаргалка» или краткий справочник. Данная небольшая программа, в которой представлены наиболее употребительные ритмические рисунки для популярных песенных размеров (2/4, 3/4, 4/4 и 6/8), и является подобным справочником.
Взвейтесь кострами,
Синие ночи!
Мы, пионеры, —
Дети рабочих.
Близится эра
Светлых годов,
Клич пионера:
«Всегда будь готов!»
Радостным шагом,
С песней весёлой
Мы выступаем
За комсомолом.
Близится эра
Светлых годов,
Клич пионера:
«Всегда будь готов!»
Грянем мы дружно
Песнь удалую
За пионеров
Семью мировую.
Близится эра
Светлых годов,
Клич пионера:
«Всегда будь готов!»
1922
Последние четыре строчки куплета повторяются
Советский композитор Сергей Фёдорович Кайдан-Дешкин (1901—1972)
Сергей Фёдорович Кайдан-Дешкин родился 23 июня 1901 года в Вильно (ныне — Вильнюс) в семье чиновника управления железных дорог. В годы гражданской войны Сергей учился в мастерской фортепьянной игры имени Ярошевского в Москве. В 1922-м году написал своё первое произведение — пионерский марш «Взвейтесь кострами» — единственное, ставшее известным и популярным у широкой аудитории. После успеха песни Кайдан-Дешкин стал работать композитором одного из кукольных театров Москвы, а в 1927-м году поступил Музыкальное училище имени Гнесиных. Закончить училище помешал арест. 9 августа 1930 года композитор был арестован как «как контрреволюционер, способный на террор и шпионаж» и приговорен к десяти годам лишения свободы по статье 58-8, часть вторая, 5 января 1932 года. Свой срок Кайдан-Дешкин отбывал в Вятлаге, а затем в Норильлаге, где с 1 января 1937 года стал руководителем духового оркестра. После освобождения 9 августа 1940 года композитор поселился на севере Красноярского края, работал в Игарском театре, преподавал в Педагогическом училище народов Севера, в Норильском заполярном театре драмы имени Маяковского. В 1943-м Сергей Фёдорович переехал в Туву, где стал работать в Тувинском драматическом театре. В ноябре 1956-го Кайдан-Дешкин был реабилитирован. С 1956 по 1959-й преподавал в Прокопьевской музыкальной школе на Кузбассе. В 1959-м композитор поселился в городе Великие Луки, где стал работать заведующим музыкальной частью драматического театра. В 1961-м был принят в Союз композиторов СССР. Кроме пионерского марша Кайдан-Дешкин написал музыку к 60 спектаклям, песни и романсы на стихи русских поэтов, ряд музыкальных пьес («Мазурка», «Кукольный вальс», «Колыбельная», «Гавот», «Канатная плясунья», «Задушевный вальс», «Весеннее утро» и др.). В 1960-е годы в издательстве «Музыка» вышел сборник пьес композитора, а на киностудии «Ленфильм» снят посвященный ему фильм. Сергей Фёдорович Кайдан-Дешкин умер 3 ноября 1972 года. Похоронен в Великих Луках.
Советский поэт Александр Алексеевич Жаров (1904—1984)
Александр Алексеевич Жаров родился 13 апреля (31 марта по старому стилю) 1904 года в деревне Семёновская Московской губернии (ныне — Можайский район) в семье трактирщика. Окончил сельскую школу в Бородино, а затем учился в реальном училище в Можайске, где в конце 1917-го года Жаров организовал культурно-просветительский кружок, участвуя в создании бригад по ликвидации неграмотности в сельской местности, в 1918-м стал секретарём комсомольской ячейки, а в 1919-м — 1-м секретарем уездного комитета комсомола в Можайске. В 1921-м году Жаров поступил в МГУ и начал печататься в комсомольской прессе, став одним из организаторов литературной группы «Молодая гвардия». С 1921 по 1927-й год в общей сложности вышло 18 поэтических книг, а в 1926-м году появилось самое известное в то время произведение Жарова — поэма «Гармонь», которая воспевала комсомольскую романтику и победу нового уклада жизни. В 1930-е годы Жаров много ездил по стране, посещая знаменитые стройки социализма и создавая поэмы об ударниках труда Днепростроя, Донбасса, Уралмаша. В годы Великой Отечественной войны поэт работал корреспондентом журнала «Краснофлотец» на Черноморском флоте. В этот период им были созданы поэмы «Богатырь», «Керим» и «Борис Сафонов», повествующие о подвигах советских военнослужащих. Кроме пионерского марша «Взвейтесь кострами, синие ночи…» перу Жарова принадлежит песня «Заветный камень» на музыку Б. Мокроусова, которую Леонид Утёсов называл «Царь-песня», а также ряд советских военно-патриотических и антивоенных песен. Александр Алексеевич Жаров умер 7 сентября 1984 года. Похоронен в Москве.
Различные виды пионерских значков
Пионерских песен много, их поют весело и задорно на всех языках и наречиях нашей Родины, а их у нас больше ста. Пионерские песни очень разные, но их всегда можно узнать по характеру, и всегда в них присутствует местоимение «мы». Мне кажется, что это чувство общности, чувство коллектива, выраженное в песнях, происходит из одного истока.
В первых революционных песнях местоимение «я», характерное для народных песен прежних времен, с глубоким смыслом заменилось словом «мы».
«В бой роковой мы вступили с врагами» («Варшавянка»).
«Мы — кузнецы, и дух наш молод».
«Наш паровоз, вперед лети! В коммуне — остановка».
«Мы — молодая гвардия».
«Нас не сломит нужда, не согнет нас беда» (это из песни «Коммунары не будут рабами»).
«Мы — красная кавалерия».
«Смело мы в бой пойдем».
Конечно же, «Интернационал» — «Мы наш, мы новый мир построим» — был внутренней основой, определившей характер и направленность революционных песен.
И у пионерских песен есть свой исток, ручейком вылившийся из моря песен великого нового времени.
Сколько ни появляется пионерских песен, как ни известны и любимы песни, созданные за многие годы, все же самой главной и самой дорогой пионерской песней остается первая, та, с которой создавалась пионерская организация,— «Взвейтесь кострами, синие ночи»,
В сталинские времена пионеры давали клятву бороться за дело Ленина-Сталина
Автор этой песни — комсомольский поэт Александр Жаров. Обработка музыки принадлежит Сергею Дешкину, музыканту, так же как и Жаров, одному из первых комсомольцев.
Интересно то, что первая пионерская песня появилась одновременно с созданием пионерской организации, а вернее, чуть раньше.
Сейчас это трудно себе представить, но в первые годы после Октября пионерской организации не было. Кое-где существовали отряды бойскаутов, буржуазной детской организация для мальчиков, созданной на английский манер.
Комсомолу партией было поручено продумать, какой должна быть детская коммунистическая организация. Поначалу было придумано только название — Юные пионеры.
Александр Жаров вспоминает, что на одном из совещаний, предшествовавших созданию пионерской организации и проходивших в мае 1922 года в Центральном Комитете комсомола, присутствовала Надежда Константиновна Крупская. Это ей, жене и товарищу Владимира Ильича, принадлежала идея создания песни пионеров.
Комсомольцу Саше Жарову поручили написать песню, да еще и в двухнедельный срок. Это было продиктовано наивной и трогательной верой и в силу комсомольского поручения, и в творческие возможности своего собственного комсомольского поэта.
Александр Жаров до того дня, когда на него свалилось это ответственное комсомольское поручение, вообще не пробовал писать песни. Так же как в случае с «Молодой гвардией», о которой речь пойдет дальше, сложность задачи усугублялась тем, что свои поэты у комсомола были, а композиторов не было.
Еще до того как были написаны слова, комсомольский поэт и его товарищи пустились на розыски мотива, который годился бы для пионерской песни. Поиски завели их в Большой театр, на представление оперы «Фауст». Особенно понравился комсомольцам «Марш солдат» композитора Гуно. Он-то и стал музыкальной основой для первой песни юных пионеров. Во всяком случае, Жаров писал о синих ночах, об алом знамени, повторяя про себя ритм этой песни из «Фауста».
К тому времени уже было придумано не только название организации — «Пионерская»,— но и пионерская заповедь «Пионер — всем пример», пароль «Будь готов!» и отзыв «Всегда готов!».
Все это и стало содержанием песни, которую Жаров должен был сочинить за две недели.
Вглядываясь в далекую даль и вновь вспоминая самую главную пионерскую песню, разбирая ее, что называется, по косточкам, я чувствую, что на писавшего ее поэта влияли но только деловые наставления товарищей по комсомолу, но и обаяние оперы «Фауст», могущество музыки, обрушившейся на рабочего парня, впервые восседавшего в алом бархатном кресле торжественного зала Большого театра.
Не отсюда ли такие строчки:
Грянем мы дружно
Песнь удалую...
Не отсюда ли несколько выспреннее слово «эра», сталкивающееся в песне с естественными комсомольскими словами «дружной гурьбою».
Комсомольские работники сочли, что их задание Саша Жаров, в общем-то, выполнил, но ритм из буржуазного «Фауста» — это еще не то, что нужно для пионерской песня. Комсомольцу Сергею Дешкину было поручено придать музыке композитора Гуно иной характер.
Сергей Дешкин по-своему обработал знаменитый марш, приспособил его для пионерского горна.
Счастливо родилась пионерская организация. Она сразу, с первого дня, имела свой чудесный символ — красный галстук, свой пароль и отзыв, свою трубу и барабан и свою песню «Взвейтесь кострами, синие ночи». Сколько красногалстучных поколений связало с этой песней свои первые шаги в революционных рядах!
Источник: Евгений Долматовский. Рассказы о твоих песнях. М., 1973
Чтобы успешно бороться за дело Ленина-Сталина пионер должен был расти смелым и храбрым
Это самый первый пионерский марш, и его история начинается весной 1922 года, когда комсомольцы задумали новое дело — создать организацию юных пионеров. Задачи и дела будущей организации на совещаниях в Центральном Комитете комсомола обсуждались подробно — речь шла и о школьной работе, и о летнем отдыхе — о сборах, походах, кострах... Дважды в таком разговоре принимала участие Надежда Константиновна Крупская. Однажды она сказала:
— Владимир Ильич знает о начинании комсомольцев и очень его одобряет.
Все радостно зааплодировали, а Надежда Константиновна, уходя, добавила:
— Только такое дело, наверное, без песни начинать никак нельзя. Позаботьтесь, товарищи, чтобы у первых пионеров была своя песня... Своя, советская!..
И вот стали думать над предложением Крупской. Все соглашались, что песня, конечно, должна быть бодрой, маршевой. Но кто ее напишет? Подводя итоги обсуждения, один из секретарей ЦК заявил:
— Песня нужна обязательно. Написать ее поручим Саше Жарову. Дадим ему двухнедельный срок... Так и запишем в протоколе.
Как позже вспоминал поэт Александр Жаров, это почетное поручение его тогда не очень-то обрадовало: в сочинении стихов у него в то время опыт был совсем небольшой, а песен писать и вовсе не приходилось. Пришел расстроенный к своему старшему другу Дмитрию Фурманову, рассказал о случившемся, но Фурманов в ответ улыбнулся:
Пионер должен был всегда говорить правду, однако на деле, конечно, не всегда выходило так
— Знаешь, такая же ситуация случилась однажды в нашей 25-й дивизии. Как-то на походе бойцы потребовали: «Давай нам, комиссар, песню, и чтоб в ней о чапаевцах говорилось, чтоб про 218-й имени Стеньки Разина полк было упомянуто...» Что ж, требование законное, но откуда я мог взять такую песню в походе? Ни поэтов, ни музыкантов у нас не было, да и вообще грамотных насчитывалось не так много. В общем, положение безвыходное... Но кое-какой выход бойцы все же нашли... Еду я как-то во время привала по степи и вдруг в расположении 218-го полка слышу: поют. Не то песню, не то какое-то церковное песнопение... Мотив церковный, а слова совсем другого рода. На стихи не похоже, а все-таки поется...
Фурманов достал из планшета записную книжку, нашел в ней слова, которые пели чапаевцы, и сам потихоньку на церковный мотив запел:
— Всероссийской социалистической Красной Армии с вождем и товарищем Лениным. Геройскому командному составу 25-й стрелковой и всему 218-му Стеньки Разину полку — многая ле-е-та!..
Жаров рассмеялся, а Фурманов подвел итог:
— Задумайся, Саша, над этой историей...
Работа началась с поисков мелодии, чтобы зацепиться хоть за какой-нибудь мотив... И вот однажды на опере «Фауст» Гуно приглянулся юному поэту маленький кусочек из знаменитого Марша солдат:
Башни с зубцами,
Нам покоритесь!
Гордые девы,
Нам улыбнитесь!..
Ухватившись за эти «башни с зубцами», он потом днем и ночью, наяву и во сне все отстукивал в такт строчку за строчкой... И грезился Саше после фурмановского рассказа привал чапаевцев в приуральской степи, дрожащие в ночи звезды, пламя костров, у которых греются бойцы революции... И еще виделись ему другие языки пламени, шелковые... И вспыхивал пурпуром алый галстук, тот самый, пионерский! Ведь именно в таких галстуках соберутся пионеры в веселый круг у праздничных костров, бросающих жаркие искры в синее небо до самого позднего вечера, а может, и до ночи...
И, отсчитывая про себя: «Башни с зубцами, нам покоритесь! Гордые девы, нам улыбнитесь!..» — Саша вслух в один прекрасный миг произнес:
Взвейтесь кострами,
Синие ночи!
Мы, пионеры,—
Дети рабочих...
Дальше пошло уже легче, только никак не мог добиться юный поэт, чтобы каждый куплет заканчивался одними и теми же словами. Хотелось непременно вставить в песню призыв: «Будь готов!» И однажды нужная строчка нашлась:
Близится эра
Светлых годов,
Клич пионера:
«Всегда будь готов!»
В общем, песня родилась, только была она, по сути, еще без музыки, потому что приходилось пока что ее петь все на тот же мотив из «Фауста». Несколько комсомольских работников во главе с братьями Андреем и Артемием Брюхановыми исполнили «Взвейтесь кострами» в ЦК комсомола. Песню там одобрили, однако предложили «привести музыку в полный порядок, уточнить мелодию и прочее...».
Впоследствии наказ ЦК выполнил ученик музыкального техникума Сергей Дешкин. С помощью композитора Данилова он составил и опубликовал отдельным изданием ноты уже ставшего широко известным пионерского марша. Марша, с которым потом росли и мужали многие поколения наших мальчишек и девчонок.
Лев Сидоровский. Почаще пойте песни Революции. Л., 1987
Большой детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио
Художественный руководитель: Виктор Попов
1971 г.
Сергей Кайдан-Дешкин, Александр Жаров
Песня «Взвейтесь кострами»