Музыка А. Цфасмана, слова Б. Тимофеева
Размер 4 / 4
Тебя про-
сил я быть на сви-
данье, Мечтал о
встрече, как всегда,
Ты улыб-
нулась, слегка сму-
тившись,
Сказала:
«Да,
да, да,
да!»
С утра по-
брился и галстук
новый С горошком
синим я надел.
Купил три
астры, в четыре
ровно Я приле-
тел.
— Я хо-
дил! — И
я хо-
дила!
— Я вас
ждал! — И
я жда-
ла!
— Я был
зол! — И
я сер-
дилась!
— Я у-
шёл! — И
я у-
шла!
Мы были
оба. — Я у ап-
теки! — А я в ки-
но искала вас!
— Так значит,
завтра, на том же
месте В тот же
час!
Текущая тональность: до мажор
Бой + перебор
Очень часто, выучив расположение аккордов на грифе гитары, начинающие гитаристы задаются вопросом: как должна вести себя правая рука в процессе исполнения аккомпанемента? Какой ритмический рисунок больше подходит для той или иной песни? Стоит ли играть аккомпанемент боем или перебором?
Строго говоря, любую песню можно сыграть любым ритмическим рисунком, однако есть и некоторые «правила». Всё зависит от характера и жанра исполняемого произведения. Так, лирические песни обычно исполняются перебором (в классической гитарной терминологии этот приём называется «арпеджио»), маршевые — боем (расгеадо), песни сдержанного характера — аккордами. Опытному гитаристу всё это может показаться само собой разумеющимся, а вот начинающему, на первых порах, не помешает какая-нибудь «шпаргалка» или краткий справочник. Данная небольшая программа, в которой представлены наиболее употребительные ритмические рисунки для популярных песенных размеров (2/4, 3/4, 4/4 и 6/8), и является подобным справочником.
Тебя просил я быть на свиданье,
Мечтал о встрече, как всегда,
Ты улыбнулась, слегка смутившись,
Сказала: «Да, да, да, да!»
С утра* побрился и галстук новый
С горошком синим** я надел.
Купил три астры, в четыре ровно
Я прилетел.
— Я ходил!
— И я ходила!
— Я вас ждал!
— И я ждала!
— Я был зол!
— И я сердилась!
— Я ушёл!
— И я ушла!
Мы были оба.
— Я у аптеки!
— А я в кино искала вас!
— Так значит, завтра, на том же месте
В тот же час!
конец 1920-х годов
* вариант: слегка
** более распространённый вариант: в горошек синий
Советский композитор Александр Наумович Цфасман (1906—1971)
Александр Наумович Цфасман родился 14 декабря (1 декабря по старому стилю) 1906 года в г. Александровск (ныне — Запорожье) на Украине в семье парикмахера. Музыкой будущий композитор начал заниматься с 7 лет (скрипка и фортепиано). В 1918-м Цфасман поступил на фортепианное отделение Нижегородского музыкального техникума. С 1920 по 1923-й год Цфасман работал пианистом и исполнителем на ударных инструментах симфонического оркестра в Нижнем Новгороде. В 1923-м композитор переехал в Москву и поступил в Московскую консерваторию, которую окончил в 1930-м по классу фортепиано у Ф. Блуменфельда. Одновременно с обучением в консерватории Цфасман работает заведующим музыкальным отделом Московской драмстудии им. А. С. Грибоедова (1924—1925), а с 1926-го — дирижёром, пианистом и аранжировщиком организованного им джаз-оркестра («АМА-джаз»). С 1930-го композитор работает иллюстратором в кино, в 1933—1934 — концертмейстером Хореографического училища Большого театра, в 1933—1936 — художественным руководителем различных джаз-оркестров в Москве, в 1939—1946 — джаз-оркестра Всесоюзного радио. Александр Цфасман является автором двух сюит и двух фортепианных концертов, вокальных и инструментальных пьес для скрипки, фортепиано, кларнета. Также композитор писал музыку к спектаклям драматических театров и музыку для кинематографа. Цфасман имеет звание Заслуженного артиста РСФСР (1957). Александр Наумович Цфасман умер 20 февраля 1971 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
Советский поэт Борис Николаевич Тимофеев (1899—1963)
Борис Николаевич Тимофеев (настоящая фамилия — Тимофеев-Еропкин) родился 22 июля (10 июля по старому стилю) 1899 года в Москве в семье инженера. Поэтический дебют Бориса Тимофеева в периодической печати состоялся в 1919-м году, а в конце того же года он был принят в члены Всероссийского союза поэтов. В 1920-м под руководством Маяковского Тимофеев работал в «Окнах РОСТА». В 1921-м в Петрограде вышла первая книга его стихов «Календы». В 1924-м Тимофеев окончил юридическое отделение Петроградского университета и начал работать адвокатом, однако его главным жизненным занятием с тех пор стало литературное творчество. За годы творческой деятельности Борис Тимофеев издал более 15 книг со стихами и прозой для детей и взрослых. Выходили его произведения также в журнале «Крокодил» и печатном органе коллектива ленинградских художников «Боевой карандаш», одним из организаторов которого в годы Блокады был Тимофеев. Поэт известен также как переводчик с грузинского и многих европейских языков (на его счету переводы оперетт «Горячая кровь» И. Штрауса и «Лизетта и Филидор» Ж. Оффенбаха). В историю массовой песни Борис Тимофеев вошёл как автор текстов к популярным романсам и песням. Среди них можно назвать такие известные произведения, как «Неудачное свидание», «Вернись, я все прощу», «За окном черемуха колышется», «Белая ночь», «Друг-гитара», «Жизнь цыганская», «Караван», «Юнга Джим», которые исполняли Вадим Козин, Петр Лещенко, Изабелла Юрьева и др. Борис Николаевич Тимофеев-Еропкин умер 6 октября 1963 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Большеохтинском кладбище.
Конверт пластинки «Фокстрот. Танцевальная музыка 30-40-х годов»
Установить точное время создания песни «Неудачное свидание» сейчас достаточно трудно. Доподлинно известно, что впервые она была исполнена «АМА-джазом» — одним из первых советских джазовых оркестров, основанным Александром Цфасманом. Джаз-оркестр появился в 1926 году. Цфасман был его руководителем, дирижёром, пианистом и аранжировщиком с 1926 по 1930 год. Поэтому наиболее вероятное время возникновения песни следует отнести к периоду между этими датами.
На многих пластинках и нотах автором текста ошибочно называется некий В. Трофимов, однако, по всей видимости, поэта 1920-х годов с такой фамилией и инициалом не существует.
По некоторым данным, один из авторов «Неудачного свидания» — Борис Тимофеев является родственником декабриста М. С. Лунина, а если это так, то вполне вероятно, что один из создателей Санкт-Петербурга архитектор Пётр Еропкин — тоже его родственник.
Кроме текстов песен и романсов, Борис Тимофеев является автором популярной по сей день книги «Правильно ли мы говорим?», которая выдержала в Советском Союзе три издания (1-е издание — в 1960-м), а также таких любопытных произведений, как книги «За культурное колхозное село» и «Что должен знать лесоруб о своем здоровье» (обе изданы в Ленинграде в 1934-м году).
Песня «Неудачное свидание» часто используется в кинематографе для воссоздания атмосферы предвоенного или послевоенного времени. В частности, она была использована в фильме С. Говорухина «Место встречи изменить нельзя» (1979) и М. Козакова «Покровские ворота» (1982).
Из наиболее известных исполнителей «Неудачного свидания» можно назвать Леонида Утесова и Андрея Миронова.
Павел Михайлов и джаз-оркестр п/у А. Цфасмана
Художественный руководитель: Александр Цфасман
Запись (№ 9) с винилового диска «Утомлённое солнце. Антология джаза»
1937 г.
Александр Цфасман, Борис Тимофеев
Песня «Неудачное свидание»