Музыка В. Захарова, слова М. Исаковского
Размер 3 / 4 и 2 / 4 (в припеве)
На закате
ходит парень
Возле дома
мое-
го,
Поморгает
мне глаза-
ми
И не скажет
ниче-
го.
И
кто его
знает, Зачем он мор-
гает,
За-
чем
он мор-
гает, За-
чем
он мор-
гает?
Текущая тональность: ля минор
Бой + перебор
Очень часто, выучив расположение аккордов на грифе гитары, начинающие гитаристы задаются вопросом: как должна вести себя правая рука в процессе исполнения аккомпанемента? Какой ритмический рисунок больше подходит для той или иной песни? Стоит ли играть аккомпанемент боем или перебором?
Строго говоря, любую песню можно сыграть любым ритмическим рисунком, однако есть и некоторые «правила». Всё зависит от характера и жанра исполняемого произведения. Так, лирические песни обычно исполняются перебором (в классической гитарной терминологии этот приём называется «арпеджио»), маршевые — боем (расгеадо), песни сдержанного характера — аккордами. Опытному гитаристу всё это может показаться само собой разумеющимся, а вот начинающему, на первых порах, не помешает какая-нибудь «шпаргалка» или краткий справочник. Данная небольшая программа, в которой представлены наиболее употребительные ритмические рисунки для популярных песенных размеров (2/4, 3/4, 4/4 и 6/8), и является подобным справочником.
На закате ходит парень
Возле дома моего,
Поморгает мне глазами
И не скажет ничего.
И кто его нает,
Чего он моргает,
Чего он моргает,
Чего он моргает.
Как приду я на гулянье,
Он танцует и поёт,
А простимся у калитки —
Отвернётся и вздохнёт.
И кто его знает,
Чего он вздыхает,
Чего он вздыхает,
Чего он вздыхает.
Я спросила: — Что не весел?
Иль не радует житьё?
— Потерял я,— отвечает,—
Сердце бедное своё.—
И кто его знает,
Зачем он теряет,
Зачем он теряет,
Зачем он теряет.
А вчера прислал по почте
Два загадочных письма:
В каждой строчке — только точки,—
Догадайся, мол, сама.
И кто его знает,
На что намекает,
На что намекает,
На что намекает.
Я разгадывать не стала —
Не надейся и не жди,—
Только сердце почему-то
Сладко таяло в груди.
И кто его знает,
Чего оно тает,
Чего оно тает,
Чего оно тает?!
1938
Табулатура для гитары (Guitar Pro 5) Караоке
Михаил Исаковский. Биография. Тексты песен
Советский композитор Владимир Григорьевич Захаров (1901—1956)
Владимир Захаров родился 18 октября (5 октября по старому стилю) 1901 года на руднике при Богодуховской Балке (сейчас — в черте города Донецка) в семье шахтёра. С 1912 по 1920 учился в мужской гимназии г. Таганрог. Музыкой Владимир Захаров начал заниматься в 1916-м в Таганрогском музыкальном училище. С 1920 по 1921 композитор выступал как исполнитель на балалайке в оркестре народных инструментов под управлением В. В. Хватова. Дальнейшее музыкальное образование Захаров получил в Ростов-на-Дону в Донской консерватории (1922—1927), которую окончил в 1927-м по классу композиции у Н. З. Хейфеца. Занимаясь в консерватории, Захаров одновременно преподавал теорию музыки в музыкальной школе. В 1929 композитор переехал в Москву и начал работать дирижёром и редактором на Московском радио (1930—1933). С 1932 г. и до конца жизни Захаров являлся художественным руководителем Русского народного хора имени Пятницкого, для которого написано большинство его произведений. Среди них можно назвать песни «Вдоль деревни» (1933), «И кто его знает» (1939), «Зелёными просторами» (1938), «Ой туманы мои, растуманы» (1942) на слова М. Исаковского; «Колхозная свадьба» (1941) на слова А. Твардовского; «Белым снегом» (1942) на слова П. Казьмина. Владимир Захаров известен также как собиратель и автор многочисленных хоровых обработок русских народных песен. Композитор имеет звание Народного артиста СССР (1944) и лауреата Сталинских премий (1942, 1946, 1952). Владимир Григорьевич Захаров умер 13 июля 1956 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Советский поэт Михаил Васильевич Исаковский (1900—1973)
Михаил Васильевич Исаковский родился 19 января (7 января по старому стилю) 1900 года в деревне Глотовка Смоленчкой губернии в крестьянской семье. В 1913 году окончил начальную школу, затем два года проучился в Смоленской гимназии. В 1914 году опубликовал в газете «Новь» своё первое стихотворение — «Просьба солдата». До Октябрьской революции Исаковский работал учителем сельской школы, после октября 1917 г. — секретарем волисполкома. В 1919—1921 годах Исаковский — редактор ельнинской уездной газеты, затем сотрудник — смоленской областной газеты «Рабочий путь». В 1927 году в Москве вышла его книга стихов «Провода в соломе», кторая получила положительный отзыв М. Горького. В 1931 году Исаковский переезжает в Москву и становится редактором журнала «Колхозник», однако в 1932 году по состоянию здоровья покидает должность и целиком посвящает себя литературной деятельности. Стихотворения Исаковского в эти и последующие годы посвящены преобразованиям в городе и деревне после революции 1917 года, коллективизации, культурной революции, Великой Отечественной войне, восстановлению народного хозяйства в послевоенное время. В 30-е годы Исаковский получает всенародную известность как поэт-песенник. За первой песней «Вдоль деревни» последовали «Катюша», «И кто его знает», «Провожанье», «Шёл со службы пограничник». В годы войны и послевоенные годы — «В лесу прифронтовом», «Огонёк», «Лучше нету того цвету», «Под звёздами балканскими», «Летят перелётные птицы», «Ой, цветёт калина» и др. Михаил Исаковский был награждён четырьмя орденами Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени. Имеет звание Героя Социалистического Труда (1970) и лауреата двух Сталинских премий (1943, 1949). Михаил Васильевич Исаковский умер 20 июля 1973 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
И кто его знает
Песня «И кто его знает» является одной из самых известных неагитационных песен сталинского времени. В конце 1930-х годов она имела огромную популярность в народе. Песня написана композитором Владимиром Григорьевичем Захаровым (1901—1956), который с февраля 1932 (по другим данным — с 1931) и до конца жизни руководил русским народным хором имени Пятницкого. Под руководством Захарова хор впервые запел авторские песни, одной из которых была песня на стихи поэта Михаила Исаковского «И кто его знает». Вот что пишет об этом известный музыковед И. Мартынов в своём исследовании, посвящённом хору имени Пятницкого.
Первую песню для хора имени Пятницкого В. Захаров написал осенью 1933 года. Это была песня «По дорожке неровной» на слова популярного тогда стихотворения И. Молчанова «Петр Дьяков». Песня нашла живой отклик среди слушателей и наглядно показала, что коллектив может и должен работать над созданием нового, советского репертуара. Этому делу и посвятил себя В. Захаров, упорно искавший образы и интонации, соответствующие новому содержанию.
Его следующие песни, написанные в конце 1934 года, сразу завоевали любовь широких масс. Особенно велик был успех песни «Вдоль деревни», чему способствовал и ее идейный замысел, отразивший гигантские сдвиги в жизни и быту крестьянства, и замечательная по своей свежести и самобытности мелодия, и превосходные стихи М. Исаковского. Это было по-настоящему народное и притом по-настоящему современное произведение. Оно положило начало творческому содружеству М. Исаковского с хором имени Пятницкого и В. Захаровым, написавшим на его стихи многие из своих лучших песен. Впоследствии так же плодотворно работал для хора и А. Твардовский.
Одна за другой появлялись новые песни В. Захарова, и почти каждая из них приносила новый успех автору и хору. В 1935 году была написана песня «Провожанье», в 1937 году появились «Два сокола», «Вышли девушки весною на лужок». «Зять и теща», «Будьте здоровы», «Дороженька» и др. В этих песнях нашли яркое отражение наша советская жизнь, чувства и мысли советских людей. Они явились украшением концертов хора имени Пятницкого и полностью опровергли домыслы горе-критиков, утверждавших, будто искусство хора целиком связано с прошлым и не способно отразить современность.
Исключительный успех имела появившаяся в начале 1939 года песня «И кто его знает» на слова М. Исаковского. Посылая В. Захарову свое стихотворение, поэт писал:
«Если эта песня вам приглянется, и вы решите написать музыку, то это будет очень хорошо. Мне хотелось бы только, чтобы эта песня не была «скороговорочной», а чтобы музыка была плавной, быть может, несколько замедленной. Что касается припева, то он, по моему разумению, должен быть каким-то «лукавым», что ли. Это потому, что ведь девушка знает, почему все происходит, но отчасти из девичьей скромности, а больше из лукавства и своеобразной кокетливости делает вид, что она не понимает, в чем дело». Замысел поэта раскрыт был композитором полностью. В него были привнесены и новые черты — в песне появился оттенок нежной грусти, придающей ей особую прелесть и привлекательность.
Источник: И. Мартынов. Государственный русский народный хор имени Пятницкого. М., 1950
Дирижёр: Павел Овсянников
Солистка: Надежда Крыгина
Пхеньян, Северная Корея
Май 2010 года
Владимир Захаров, Михаил Исаковский
Песня «И кто его знает»
Ходит Гитлер по Берлину
Возле дома своего,
Поморгает косым глазом
И не скажет ничего.
Раздобудет пять дивизий —
Он танцует и поет,
А как сводку прочитает,
Отвернется и вздохнет.
Чем ты, Гитлер, недоволен,
Аль не радует житье?
Потерял я, отвечает,
Войско лучшее свое.
Не видать тебе победы,
Не надейся и не жди.
У тебя, ворюга Гитлер,
Только гибель впереди.
Песня «И кто его знает» была популярна в народе не только в 30-е годы, но и во время Великой Отечественной войны, о чём говорят многочисленные сатирические переделки, в которых пародийно использовались её стиль и мелодия.
«И кто его знает» имела ряд фронтовых и партизанских вариантов. Автор данного текста — гвардии старший сержант Федосеев. Опубликовано в газете Брянского фронта «На разгром врага» от 23 апреля 1943 г.
Близкий к этому вариант под заголовком«Волк» (начинается со строки: «На закате ходит Гитлер») опубликован в газете 5-й ударной армии Западного фронта «Уничтожим врага» от 8 декабря 1942 г.
Под текстом примечание:«Песня записана техником-интендантом II ранга Гудковым на Западном фронте».
Источник: В боях и походах. Песни Великой Отечественной войны. М., 1975