Песни советского человека. Песни, тексты, ноты, аккорды, табулатуры. 
				Русские, советские и зарубежные песни

ОБ ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ РОЛИ ЗАПАДНОЙ ПЕСЕННО-ТАНЦЕВАЛЬНОЙ МУЗЫКИ

Советский плакат «Нет в этом клубе никаких кружков»

На данной странице представлена записка Отдела науки и культуры ЦК КПСС с критикой влияния западной песенно-танцевальной музыки на советскую молодёжь

Текст записки

Примечания

ЗАПИСКА ОТДЕЛА НАУКИ И КУЛЬТУРЫ ЦК КПСС ОБ «ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ РОЛИ В ДЕЛЕ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ» ЗАПАДНОЙ ПЕСЕННО-ТАНЦЕВАЛЬНОЙ МУЗЫКИ

2 августа 1954 г.

ЦК КПСС

Последнее время в Отдел науки и культуры ЦК КПСС стали поступать сигналы по поводу нового чрезмерного распространения в быту западной песенно-танцевальной музыки. Последняя звучит ежедневно в течение многих часов в пионерских лагерях, в санаториях, домах отдыха, летних садах и парках, железнодорожных поездах, на стадионах и т.д., т.е. в местах отдыха и наиболее массового скопления людей.

Основным «проводником» этой американской, английской и немецкой массовой музыки является грампластинка.

В середине прошлого года по указанию быв. министра культуры СССР т. Пономаренко танцевальная музыка стала значительно шире исполняться по радио, увеличилось и производство грампластинок этого жанра.

Однако, если по радио записи современной танцевальной музыки в большинстве случаев передаются в определенной пропорции (с записями советской музыки, легкой танцевальной русской музыки), то в местах массового отдыха, где фактически отсутствует какой-либо контроль, «западные» записи стали основными в радиотрансляции. Вновь они получили огромное распространение среди молодежи, определяя ее вкусы, вызывая нездоровый ажиотаж в приобретении таких именно пластинок, в повышенном интересе к музыкальным передачам зарубежных радиостанций и т.д.

Как показала проверка, торговые организации ради коммерческих интересов, используя этот интерес, стали активно влиять и на выпуск грампластинок заводами. Для этого достаточно привести сле­дующие цифры. Если в I квартале 1953 г. заводы выпустили 1071 тыс. пластинок танцевальной музыки, то во II-м квартале того же года было выпущено уже 1695 тыс. пластинок этой тематики. Такое резкое увеличение выпуска пластинок танцевальной музыки — за счет всех других записей — в какой-то мере еще может быть допустимо. Однако главное внимание привлекает другой факт: если в I квартале 1953 г. из 1071 тыс. шт. пластинок западная танцевальная музыка была представлена всего 27-ми тыс. пластинок, то в IV квартале того же года их было выпущено 327 тыс., а в I квартале 1954 г. — 665 тыс. штук. Таким образом в 1954 г. выпуск западных перезаписей составлял больше половины всего выпуска легкой музыки.

В магазины торговой сети в большом количестве поступили в продажу старые перезаписи, а частично и новые записи американской, английской, немецкой танцевальной музыки.

Отделы грамзаписи в магазинах почти целиком «переключились» на продажу именно этих пластинок. Как показывает практика, продавщицы этих магазинов в совершенстве изучили именно этот раздел грамзаписей, в то же время они не знают всего остального ассортимента, и сами скептически относятся ко всей остальной — «серьезной» музыке, нередко высказывая это мнение и покупателям. Все это привело к тому, что даже возросший в 25 раз (за один год!) выпуск западной танцевальной музыки не может удовлетворить спроса и пластинок этого жанра не хватает. Этим обстоятельством воспользовались многие кооперативные радиоартели, они стали выпускать полулегальным порядком записи той же западной танцевальной музыки, а также записи Лещенко, Вертинского (1) и т.д. Около магазинов, продающих грампластинки, а также на рынках, например, в гг. Ленинграде, Львове и др. городах довольно широко распространена торговля такими пластинками «из-под полы».

Имея ввиду, что подобное явление может сыграть отрицательную роль в деле коммунистического воспитания широких масс и прежде всего советской молодежи полагали бы необходимым:

1. Указать Министерству культуры СССР и Министерству торговли СССР на неправильную политику в выпуске грампластинок легкой музыки и предложить им пересмотреть план выпуска.

2. Предложить Главлиту (т. Омельченко) усилить контроль за выпуском пластинок различными кооперативными артелями и другими подобными организациями, не имеющими право заниматься выпуском.

3. Предложить Министерству культуры СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ через свои органы на местах усилить контроль за исполнением граммпластинок в местах отдыха (санатории, городские парки, дет­ские дома и т.д.).

4. Рекомендовать газетам «Правда» и «Советская культура» выступить по этому вопросу в одном из ближайших номеров (2).

Зам. зав. Отделом науки и культуры ЦК КПСС П. Тарасов
Зам. зав. Сектором Б. Ярустовский

Резолюция: «Т. Тарасову П. А. Просьба доложить лично. Соловьев. 06.08.1954»*.

Пометы: «Т. Поспелову П. Н. В. Малин 02.08.1954»*; «Архив. Проведено совещание у т. Поспелова П.Н. А. Соловьев. 16.07.1954».

Ф. 5. Оп. 17. Д. 496. Л. 111–112. Подлинник.

Об отрицательной роли западной песенно-танцевальной музыки. ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Вертинский А. Н. (1889—1957) — певец-шансонье, исполнитель собственных песен.

(2) См.: Хороших пластинок все еще мало // Советская культура. 1954. 18 сентября.

Новости
Социальные сети
Смотрите также
Поделиться ссылкой
RSS

RSS — специальный формат, предназначенный для новостей и анонсов, который поддерживает большинство браузеров. Вы можете подписаться на rss-канал проекта «Песни советского человека», нажав на данную кнопку.